
Наличие у человека красивого голоса трудно переоценить. Как правило, в настоящее время очень трудно найти работу, которая не требовала бы от человека выносливого и звучного голоса. Человек, потерявший голос в результате болезни или от речевых перегрузок не может продвигаться по социальной лестнице. Заболевания голосового аппарата снижают трудоспособность у практически здоровых людей, а для некоторых создают угрозу профессиональной непригодности.
Нарушения голоса – это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Существует два основных термина для обозначения патологии голоса: афония (лат. a – отрицательная частица и греч. phone – звук, голос) – полное отсутствие голоса и дисфония - частичное нарушение высоты, силы и тембра.
При афонии пациент говорит шепотом различной громкости и внятности. Если при попытке фонации на кашле появляется громкий звук – это указывает на возможность быстрого восстановления голоса.
Дисфония проявляется в изменении высоты, силы и тембра голоса.
Однако эти термины свидетельствуют только о степени проявления дефекта. За ними стоят совершенно определенные и весьма разнообразные изменения голосообразующих органов – гортани, надставной трубки, бронхов, легких, и систем, влияющих на их функцию (эндокринной, нервной и др.).
Для характеристики дисфонии существует много определений: голос слабый, форсированный, крикливый, визгливый, грубый сиплый, хриплый, сдавленный, горловой, захлебывающийся, дрожащий, прерывистый, глухой, закрытый, с носовым оттеноком, монотонный и т.д.
Помимо основных дефектов голоса – утраты силы, звучности, искажений тембра, наблюдается при голосовом утомлении и целый ряд субъективных ощущений, связанных с сенсорными расстройствами: помехи, комок в горле, налипание пленок, постоянное першение с потребностью откашляться, давление и боли. Как правило, перечисленные симптомы присущи каждому голосовому нарушению и поэтому не являются дифференцированными.
К срывам голоса могут привести:
- Постоянный громкий крик в быту, резкое, напряженное, крикливое или слишком продолжительное пение, злоупотребление твердой атакой голоса.
- Несоблюдение правил гигиены разговорного и певческого голоса: голосовое переутомление, плохая постановка голоса, различные инфекционные заболевания и влияние психических факторов приводят к частичной или полной потере голоса.
- Голосовой аппарат человека очень чувствителен к холодному или насыщенному химическими парами воздуху, которым ему приходится дышать; к эмоциональным, психическим и физическим перегрузкам. Под влиянием разных температурных колебаний, пребывания в атмосфере, насыщенной пылью или каким-либо веществом, раздражающим слизистую оболочку гортани, при перегрузке голосовых складок могут развиться различные расстройства голоса.
- Нарушения функции голосоведения не всегда могут быть обусловлены только болезненными процессами в гортани, но очень часто нарушением певцом голосового режима. Как правило, использование голоса как в речи, так и в пении не в своем диапазоне, приводит к полной его потере. Обычно такая ситуация возникает вследствие подражания кому либо или неправильного подбора певческого репертуара.
В этом случае можно заметить, что обычная речь содержит те же тоны, как и в пении, но без обычной высоты. Пение определенного звука осуществляется натяжением и сокращением голосовых складок, что должно сохраняться во время всей длительности звука, в то время как при речи такого напряжения мускулатуры не требуется. Таким образом, пение больше напрягает голосовые складки, чем речь.
В основе каждого из вышеперечисленных оттенков голоса лежит определенный, не свойственный нормальному звучанию голоса механизм, понимание которого может помочь исправить дефект.
Восстановление голоса возвращает людей к нормальной трудовой деятельности, поэтому задачи специализированной помощи при этих заболеваниях приобретают социальное значение.
Наблюдения врачей показывают, что функциональные заболевания голосового аппарата могу зависеть от действий как внешних, так и внутренних причин. Здесь играют роль различные моменты, в первую очередь перегрузка голосового аппарата.
Следует сказать, что в предупреждении профессиональных заболеваний большое значение имеет природная выносливость и приспособляемость организма, в частности голосового аппарата. Так, например, одни могут петь в различных условиях, иногда даже при наличии заметных органических изменений (например, узелка на складках); у других же при тех же условиях или иногда даже при лучших – быстро наступает расстройство голоса.
Усиленная голосовая работа ведет к раздражению слизистой оболочки гортани и трахей, что делает ее более восприимчивой к инфекции и чувствительной к колебаниям температуры, к перемене климата и другим факторам.
Специальными исследованиями установлено, что при правильном голосоведении (без перегрузки), певец не чувствует усталости после пения, края голосовых складок обычно находятся в тонусе, т.е. активно смыкаются. Однако позже могут наступить признаки их утомления. Полное восстановление голосовой функции у одних вокалистов наступает через 6-12 часов голосового покоя, у других проявление утомления голосового аппарата можно отметить еще на другой день.
Восстановление голосовой функции достигается фонопедическими упражнениями. В результате этих занятий тренируется голосовой аппарат, а так же воспитываются навыки правильного голосоведения при минимальной его нагрузке. Это педагогический процесс, базирующийся на физиологии голосообразования и подчиненный основным дидактическим принципам педагогики.
Задача фонопедических занятий в том, чтобы разрушить неверные условнорефлекторные связи и создать новые физиологически правильные навыки. Осуществляется это путем воспитаня координированной работы дыхания, голосоведения и артикуляции (мышечное оформление звуков речи). Процесс тренировки осуществляется комплексно. Следует тренировать все группы мышц артикуляционного и голосового аппаратов. Правильная настройка отдельных звеньев речевого аппарата – помогает четкому функционированию других звеньев. Любое упражнение, предложенное обучающемуся, должно подчиняться единым исходным принципам, каковыми являются: опора дыхания и четкая, правильная артикуляция звуков речи.
|